Услуги интернета для создания интернет урока

Каждому учителю знакомы средства обучения, которые возможно использовать в процессе традиционной формы организации учебного процесса. Вместе с тем, у большинства учителей вызывает затруднение моделирование урока с применением Интернет-технологий. В ходе проектирования урока важно оптимально точно сделать выбор средств обучения, которые проектируются с учетом общих законов дидактики, уровня подготовленности обучаемого к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины.

Интернет к средствам обучения не относится, однако, Интернет предоставляет возможность использовать информационно-образовательную среду, столь необходимую для решения дидактических задач урока, направленных, прежде всего, на увеличение времени общения учащихся и учителя во время урока. Интернет-технологии дают возможность учителю перейти от традиционного вещания на уроке к обсуждению проблем в ходе дискуссий, организации продуктивной самостоятельной работы учащихся, привлечению дополнительных ресурсов на этапе достижения поставленной цели урока.

Понятия «дидактическое свойство» и «образовательная услуга» не совпадают, но достаточно тесно взаимосвязаны. Анализ ресурсов и услуг, доступных в Интернет субъектам школьного образования (учителю и ученику), позволяет определить дидактические свойства сети Интернет. Услуги Интернет можно разбить на три группы.

Первая группа – информационные услуги:

  • рекламная информация (электронный каталог; анкетирование пользователей услуги);
  • электронная почта (получение информации);
  • электронные конференции (знакомство с ресурсами);
  • электронные газеты и журналы;
  • электронные библиотеки;
  • электронные информационные коллекции;
  • статистика и пр.

Вторая группа – интерактивные услуги.

Среди дидактических свойств Интернет обращают на себя внимание технологические возможности Интернет, то есть способность передавать информацию с определенной скоростью, способность реализовать интерактивность общения субъектов учебного процесса. Для образовательного процесса важен диалоговый тип общения, который мотивирует учащихся к обсуждению учебных ситуаций. Остановимся на трех Интернет-технологиях, предоставляющих возможность общения субъектов обучения на расстоянии в образовательных учреждениях любого типа, доступные всем пользователям сети Интернет, в том числе сельским школам:

Электронная почта – способность не только передавать информацию (текс, звук, изображение) на любые расстояния, но и хранить структурированную информацию у провайдера услуги, у отправителя и получателя электронной почты; вести базу данных адресов корреспондентов и т.д. Вместе с тем, педагог должен помнить, что ученики обмениваются информацией скудным литературным языком. Методически грамотно будет использовать данную технологию на уроках русского языка, литературы, иностранного языка, информатики с целью привития культуры организации переписки в различных жанрах (личная, деловая и пр.) и использовать определенный слэнг в процессе переписки со сверстниками, друзьями, учителями, родителями и т.д...

Skype-технология - реализует то самое живое общение субъектов обучения, находящихся на расстоянии друг от друга, без которого учебный процесс не может быть эффективным. Данная технология позволяет реализовать объединение дополнительных субъектов обучения разных школ (учащихся и квалифицированных педагогов) для изучения определенной заранее темы учебного плана. Эта технология эффективна при проведении открытых уроков, так как на уроке нет посторонних учителей, а все они наблюдают ход урока либо в отдельном кабинете, либо на своих рабочих местах. Skype-технология дает возможность проводить методические объединения, методические или педагогические советы, родительские собрания, классные часы и пр. для двух и более школ по заранее утвержденной проблеме. Skype-технология является мощным средством для повышения квалификации педагогов: учителя могут общаться друг с другом на этапе подготовки к урокам, могут обмениваться эффективно использованными на уроках ресурсами, методическими находками и творческими идеями. Весьма важным воспитательным приемом будет использование определенных этических правил общения между участниками обсуждения проблемы. В данном случае необходимо использовать услугу модератора.

Электронная конференция – могут быть проведены в реальном времени, а также с отсроченным доступом к материалам конференции. Дидактическим аспектом является включенность участников конференции в свободные дискуссии, беседы в режиме реального времени. Возможно также использование в рамках конференции проведение дискуссии в письменном виде (ЧАТ, форум). Участники конференций, как правило, являются активными субъектами обучения, так как для ученика при обсуждении определенной темы более значимой является модель «партнера в общении» или «виртуального собеседника», чем гипертекстовая модель представления учебного материала. Участие в электронных конференциях рекомендуется проводить педагогам любых предметов, но с разумной осторожностью, дополнительной подготовкой участников к общению, а также педагогической целесообразностью в связи с тем, что, во-первых, требуется модератор; во-вторых, требуется дополнительная подготовка участников.

Третья группа – поисковые услуги.

Для поиска информации в Сети используются специальные поисковые службы. Обычно поисковая служба — это компания, имеющая свой сервер, на котором работает некая поисковая система. В настоящее время в отечественных ресурсах действует довольно много поисковых систем. Наиболее распространенные из них это: Google, Yandex, Rambler, Апорт и т.д.

Поисковые системы ежедневно каталогизируют текстовую информацию, чтобы пользователи сети Интернет в каталогах поисковых систем могли легко найти необходимую информацию. Предлагаем базовый алгоритм поиска информации:

1​ Определить, к какому разделу относится требуемая информация.

2​ Определить, какой именно поисковый сервис лучше использовать.

3​ Выявить основные слова (или словосочетания), которые характерны для той информации, которую ищите. Попробуйте выявить ключевые слова.

4​ Задавая отдельные слова и фразы, необходимо учитывать язык запросов, операторы поиска, логические связки искомых слов и т.п. элементы, которые делают поиск значительно более эффективным.

5​ Если известна точная фраза из искомых материалов, используйте ее как цитату.

6​ После проведения поиска по первому запросу, если выдано довольно большое количество документов, можно сужать круг поиска, но перед этим необходимо установить галочку: «Искать в найденном» и ввести хотя бы одно новое слово или ограничение.

7​ Грамотно располагать материал и проводите его сортировку по удобным признакам («отсортировано по релевантности», «отсортировано по дате» и пр.). Это заметно ускорит последующую обработку материала.

8​ Фиксировать все интересные найденные адреса документов в Интернете.

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкивается учитель и учащиеся при организации поиска нужной информации:

По сформированному запросу требуемый ресурс не будет обнаружен поисковой машиной, если данные ресурсы отсутствуют в Интернете. Все дело в том, что не все созданные человечеством ресурсы являются ресурсами Интернет, или выбранная пользователем сети Интернет поисковая система не имеет в своем каталоге определенного ресурса.

Если в английском языке некоторые слова имеют множество различных значений, то русский отличается богатством морфологических вариаций слов, а для полноты поиска нужного ресурса необходимо учитывать еще и синонимы. Это частая ошибка, с которой сталкивается пользователь сети Интернет.

Метапоисковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться одновременно к нескольким средствам поиска и получить список www –документов из нескольких источников. Например, метапоисковые системы поиска Интернет-ресурсов представлены по следующим ссылкам: Yahoo.comDMOZ.orgLII.orgAlexa.comClusty.comNigma.ru,

Quintura.com,CompletePlanet.com.

Помимо прямой пользы поисковых систем, их можно использовать нетривиально, а именно на уроках иностранного языка (прежде всего, английского) для полноты использования лексики можно использовать в конкретных речевых ситуациях. Здесь очень уместен механизм поиска Интернет-ресурсов по ключевым словам. Кроме того, запрос на поиск определенного ресурса можно уточнить дополнительными ключевыми словами. Таким образом, прием поиска ресурсов в сети Интернет дает возможность оперативно находить необходимые тексты для учебного процесса, учитывает мотивацию участников учебного процесса. Данный прием использования метапоисковых систем можно использовать как на этапе подготовки к уроку, так и непосредственно во время урока.

Под дидактическими функциями в педагогике следует понимать внешнее проявление свойств определенных средств обучения для использования в учебно-воспитательном процессе с определенными целями (их назначение, роль, место в учебно-воспитательном процессе). Например, возможен эффект обучения на основе проектной методики и Интернет-технологий.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите пример * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.