Развитие навыков проектирования своего образования с применением Интернет-технологий позволит учащимся совместно с педагогом составить индивидуальный маршрут своей учебной деятельности, что способствует реализации себя в полной мере, с одной стороны, в ходе обучения в школе, а с другой стороны, — в дальнейшей учебе и будущей профессиональной деятельности.
Применение Интернет-технологий обеспечивает интенсификацию и эффективность учебно-воспитательного процесса на уроке на основе поставленных преподавателем задач, среди которых приоритетными являются:
- активизация познавательной деятельности субъектов обучения за счет оптимально подобранных Интернет-технологий для определенных этапов учебного процесса и выявления стимулов активизации при использовании различных Интернет-технологий;
- углубление межпредметных связей и дифференциация обучения в ходе учебно-воспитательного процесса;
- вовлечение учащихся в проектирование его образовательного маршрута во время обучения в школе и после окончания школы.
Эффект применения Интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе можно ожидать только в том случае, если они будут гармонично интегрированы в этот процесс, обеспечив для субъектов обучения новые возможности его организации. Здесь важно учитывать интеграцию сложившегося в образовательном учреждении опыта организации учебно-воспитательного процесса во внешнюю информационно-образовательную среду, которая формируется и развивается на базе современных технологий.

Дидактическая модель с применением Интернет-технологий предполагает, что будет изменена методическая концепция в организации следующих компонентов учебной деятельности:
- структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала;
- учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- модернизация учебно-воспитательной среды.
Структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала отличаются принципиально. Если организация учебного процесса традиционным способом предполагает осуществление обратной связи между учеником и педагогом, то с применением Интернет-технологий на уроках появляется интерактивный партнер, как для учащегося, так и для педагога. Таким образом:
Обратная связь осуществляется между тремя компонентами информационно-образовательного взаимодействия.
Существенно меняется роль педагога, который теперь не является единственным источником учебной информации. Функции педагога смещаются в направлении кураторства или наставничества. Педагог становится тьютором, который координирует учебный процесс, решает творческие и управленческие задачи.
Роль ученика также меняется. Из пассивного потребителя фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации ученик переходит на новый, более высокий уровень получения образовательных ресурсов. С приходом Интернет-технологий ученик имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться ресурсами с субъектами обучения.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса позволяет:
- организовать обратную связь между субъектами учебного процесса и, что особенно важно, в обсуждении проблемы одновременно могут участвовать несколько учащихся;
- визуализировать информацию об объектах, закономерностях процессов и явлениях, протекающих в реальном времени или виртуально;
- автоматизировать процессы вычислительного характера, информационно-поисковую деятельность, операции по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию и архивации информации;
- автоматизировать обработку результатов учебного эксперимента (в том числе протекающего виртуально) с возможностью многократного повторения;
- организовать автоматизированный процесс контроля знаний учащихся, мониторинг качества образования.
Главной отличительной особенностью учебно-методического обеспечения урока современного уровня становятся средства обучения, реализующие вышеуказанные возможности. Как правило, это цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), доступные в сети Интернет и представленные в виде аудио-видео ряда, возможностей мультимедиа технологий, гипертексты, гипермедиа и пр. Структура ЦОРов позволяет педагогу отойти от традиционного варианта представления учебного материала (линейного, концентрического представления) и выйти на структуры, ориентированные на выбор индивидуального маршрута обучения. Такой подход к организации учебного процесса способствует личностно ориентированному развитию школьников, определению индивидуального режима обучения, развитию самообразовательной функции с привлечением интерактивных источников образовательных ресурсов (в том числе разработанных в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования»).
Модернизация учебно-воспитательной среды – предполагает информационную деятельность, предполагающую следующие компоненты: сбор, систематизация, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах и методических приемах; моделирование учебных ситуаций на основе доступных ресурсов и приемлемых технологий (в том числе виртуальных); создание новых или адаптация имеющихся в школьной коллекции образовательных ресурсов в условиях учебного процесса; использование возможностей Интернет для организации информационного взаимодействия субъектов обучения, организации самообразовательной деятельности, пополнение школьной коллекции новыми образовательными ресурсами. Интернет-технологии позволяют организовать взаимодействие с различными информационными объектами, опираясь на собственный опыт, базовые знания и возможность оперативно находить для решения определенной задачи недостающие ресурсы, оценивать их качество и уровень приемлемости, использовать для решения практической задачи учебного или социального значения.
Важность дидактической модели проведения урока с применением Интернет-технологий (модели урока и методика проведения урока) представляется важной для педагогов любых типов образовательных учреждений, но особую важность дидактическая модель представляет для сельских школ, для инновационных школ, для школ, реализующих предпрофильное и профильное обучение.
сайт букс
Похожие записи: