Интернет-технология

Учебный процесс современной школы требует к себе особого внимания, применения новых педагогических технологий. И особенно это стало заметно с появлением Интернета в школу. Учителя, совершенствуя свой профессионализм и наполняя методические копилки, все более испытывают потребность в методической поддержке по проведению уроков с применением Интернет-технологий. Несмотря на то, что в педагогике разработаны и апробированы различные модели проведения урока с применением педагогических технологий, совершенных моделей на сегодняшний день нет, и учителя, по-прежнему, находятся в поиске.

Рассмотрим понятийный аппарат. Как ученые толкуют понятие «технология»? Исторически греческое слово «techne» обозначает «умение», «искусство», «мастерство»; «logos» — «слово, знание, наука». Можно предположить, что в широком смысле слова под технологией следует понимать научные знания об умении, искусстве, мастерстве. В толковом словаре понятие технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В нашем случае, рассматривая аспект педагогической деятельности, важно понятие педагогической технологии:

«упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей» (Д.Г.Левитес);

«продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).

Исторически, — с появлением возможности использования технических и информационных средств на уроках, учитель размышляет о возможностях использования того или иного нового технического средства для решения дидактических задач урока.

В педагогике определено понятие дидактические свойства средства обучения, под которыми пронимаются «основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики, как в плане теории, так и практики» (Е.С. Полат1). К дидактическим средствам обучения относятся предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и способствующими непосредственному и косвенному познанию мира. Средства обучения — это неотъемлемый компонент технологии обучения, его информационно-предметного обеспечения.

Дидактические средства предназначены для каждого субъекта обучения (для преподавателя и обучающегося). Преподаватель использует необходимые дидактические средства для более эффективной реализации целей образования. Обучающиеся используют доступные дидактические средства по индивидуальным потребностям.

Для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В связи с этим возможно выделить следующие категории средств, которые преподаватель может использовать в процессе традиционного обучения или в ходе обучения с применением Интернет-технологий, позволяющих:

Во-первых, использовать в работе социальные сервисы всемирной паутины Интернет (Web 2.0), предоставляющих возможность организации безопасного поиска информации, размещения информации в блогах, совместного редактирования документов, размещения фотографий, презентаций, реализация Вики-проектов (Википедия) и пр.:

«Livejoumal» («живой журнал» или «блог»), где каждый сетевой житель планеты Интернет может создать и в дальнейшем вести свой публичный живой журнал, в котором он может оставлять записи о событиях в его реальной или виртуальной жизни, о том, какие образовательные ресурсы он использует и какие проблемы решает. Каждое сообщение, опубликованное в блогах, имеет свой URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться и оставить свой комментарий в таком сетевом дневнике. Здесь можно обсуждать образовательные ресурсы, проблемы по изучению определенной темы учебного плана, размещать дополнительные материалы (лекции, задачи и пр.).

«Wiki» («Вики») - это своеобразная коллекция взаимосвязанных между собой записей. Это информационная среда для быстрого гипертекстового взаимодействия, в которой размещаемый текст автоматически сохраняется как гипертекст. Субъекты обучения имеют возможность реализовывать проект под определенным названием, самостоятельно размещать и редактировать собственные наработки, суждения, вопросы. «Википедия» — это своеобразная модель гипертекста, в которой каждый из его участников имеет право на редактирование информации.

«Netvibes» («Нетвибсы») - виртуальные компьютерные рабочие столы для субъектов обучения, которые каждый ученик и преподаватель формирует самостоятельно, исходя из собственных потребностей и привычек. Созданный пользовательский интерфейс является личными настройками для собственного компьютера пользователя данного сервиса.

«Delicio» («Делишес») – с помощью данного сервиса можно хранить закладки на веб-страницах. Например, весь учебный класс может пройти регистрацию и коллективно хранить закладки на самых интересных ресурсах по определенной изучаемой теме учебной дисциплины, совершая путешествие по Интернет. Особенно эффективно использование данного сервиса при выполнении проекта, что позволяет совместно формировать информационный узел.

«Flickr» («Фликр») – имеет социальное назначение и предназначен для хранения и дальнейшего совместного использования цифровых изображений (фотографии и картинки по изучаемой теме). Возможно оставлять комментарии, ключевые слова и совместно использовать в ходе учебного процесса.

«Youtube» (Ютьюб») – также имеет социальное значение, предусматривает хранение, просмотр, обсуждение цифровых видеофрагментов. Очень значимый сервис при организации исследовательской, краеведческой работы, обсуждении методических аспектов организации учебной деятельности.

Во-вторых, использовать сервисы, базирующиеся на системе протоколов Интернет (стек протоколов TCP/IP): почтовые (SMTP, POP3, IMAP4), гипертекстовые (HTTP), телекоммуникационные (Skype), передачи файлов (FTP).

В-третьих, использовать различного рода специальное программное обеспечение: программы обмена быстрыми сообщениями (Miranda IM, Jimm, ICQ, QIP, Mail.ru Агент, MSN Messenger, Yahoo, Messenger), организации общения посетителей веб-сайта (форум, чат).

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Решите пример * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.